Интервью заместителя руководителя Управления Росреестра по Томской области о банкротстве граждан
За последние годы весьма востребованной и популярной стала процедура признания банкротом физических лиц. Какое участие принимает Росреестр в делах о банкротстве расскажет заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук.
Какими полномочиями наделено Управление в отношении арбитражных управляющих?
Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Положение), Федеральный законом «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 (далее – Закон о банкротстве), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях регламентируют полномочия, в соответствии с которыми должностные лица Управления взаимодействуют с арбитражными управляющими.
К полномочиям Управления не относится проведение проверок деятельности арбитражных управляющих, как ошибочно полагают заявители, обращающиеся с жалобами на действия (бездействие) арбитражных управляющих. Проведение проверок деятельности арбитражных управляющих в соответствии с Законом о банкротстве отнесено к компетенции саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. В связи с этим жалобы, поступившие в Управление и содержащие просьбу о проведении проверки деятельности арбитражного управляющего, в обязательном порядке перенаправляются Управлением с соответствующую саморегулируемую организацию.
Основной задачей по данному направлению является реализация Управлением полномочий, предоставленных Кодексом Российский Федерации об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих.
Должностные лица Управления в силу предоставленных полномочий:
- возбуждают дело об административном производстве в отношении арбитражного управляющего, который допускает в своей деятельности нарушения законодательства о банкротстве;
- проводят административное расследование;
- составляют протокол об административном правонарушении;
- обращаются в установленном порядке в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Также в Управление поступают жалобы на действия (бездействие) арбитражных управляющих с требованием о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности. Такими полномочиями Управление не наделено. Только в судебном порядке арбитражный управляющий может быть привлечен к административной ответственности и меру этой ответственности также определяет суд. Так, если арбитражный управляющий повторно допускает в своей деятельности нарушения законодательства о банкротстве, которые в свою очередь нарушают права кредиторов, должника, иных лиц (например, участников торгов) суд может применить такую санкцию как дисквалификация сроком от 6 месяцев до трех лет. Полномочиями, которыми наделено Управление в отношении арбитражных управляющих уже длительное время остаются неизменными, что нельзя сказать о самом законодательстве о несостоятельности (банкротстве), которое регулярно претерпевает изменения.
Расскажите, пожалуйста, какие основные изменения в законодательстве произошли в обсуждаемой нами сфере деятельности?
В законодательстве о банкротстве с октября 2020 года появился такой правовой инструмент, существенно упрощающий жизнь должникам, а именно: возможность для граждан подать заявление не в суд, а в многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ), - о своем внесудебном банкротстве.
Одно из существенных изменений в этой сфере произошло в октябре 2023 и связано с процедурой внесудебного банкротства граждан.
Так, с 03.11.2023 человек может инициировать личное банкротство во внесудебном порядке, сумма непогашенных долгов увеличилась с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей, а минимальная планка долга снижена с 50 тыс. рублей до 25 тыс. рублей.
Обратиться с таким заявлением могут не только граждане, которые не имеют никакого дохода, но и граждане, основным доходом которых является пенсия или ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, при условии, что исполнительное производство в отношении таких граждан длится более 1 года и у них отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, а также граждан, в отношении которых исполнение исполнительных документов длится более 7 лет.
Наделено ли Управление полномочиями по контролю за проведением процедуры внесудебного банкротства граждан? И какие обязанности налагает проведение такой процедуры на самого должника?
Проведение процедуры внесудебного банкротства отнесено к компетенции специалистов МФЦ, и зависит прежде всего от добросовестного поведения самого гражданина, инициирующего в отношении себя эту процедуру. Гражданину необходимо правильно подать заявление и необходимые документы, соблюдать вышеуказанные условия, при которых имеется право на такую процедуру, а также подать полную информацию обо всех кредиторах.
МФЦ, в отличие от финансового управляющего, не ведет реестра требований кредиторов и не рассматривает разногласий между должником и кредиторами, поэтому последние не вправе требовать включения в реестр их требований, а также обращаться в суды с подобными заявлениями, поскольку такого рода действия возможны исключительно в рамках судебного банкротства
При поступлении в собственность гражданина имущества или иного существенного изменения его имущественного положения в период внесудебного банкротства он обязан в течение 5 рабочих дней известить об этом МФЦ, который в срок, не превышающий 3 рабочих дней, публикует сообщение о прекращении процедуры внесудебного банкротства. При неисполнении им указанной обязанности любой из кредиторов, указанных в списке кредиторов, вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве гражданина в общем порядке.
Управление не наделено какими-либо полномочиями по контролю за проведением процедур внесудебного банкротства граждан, но если процедура внесудебного банкротства переходит в стадию судебного разбирательства, то Управление как орган по контролю (надзору) принимает участие в судебных разбирательствах, связанных с утверждением в процедуру банкротства арбитражного управляющего, а также при рассмотрении жалоб кредиторов, должника, иных лиц на действия (бездействие) арбитражного управляющего.
Какова динамика поступления в Управление обращений, содержащих жалобы на действия арбитражных управляющих?
Количество жалоб, поступающих в Управление на действия (бездействие) арбитражных управляющих, с каждым годом увеличивается.
Связано это в первую очередь с тем, что институт банкротства физических лиц активно развивается и арбитражные управляющие, к сожалению, часто нарушают Закон о банкротстве. Меняется и категория заявителей, так, если несколько лет назад основная масса жалоб поступала от налогового органа, то последнее время заявителями жалоб являются кредиторы, участники торгов, а также сами должники - физические лица, которые указывают на нарушения, совершаемые арбитражными управляющими при проведении процедуры банкротства и нарушающие права самого должника. Особенно серьезным нарушением является невыплата должнику прожиточного минимума, при условии, что сам должник получает доход (заработная плата, пособие, пенсия).
Все обращения, поступающие в Управление, рассматриваются и, при наличии оснований, возбуждаются административные дела в отношении арбитражных управляющих. Если же таких оснований не усматривается, то заявителям направляются разъяснения.
Другие новости
Филиалом ППК «Роскадастр» по Томской области проводятся мероприятия по исправлению ошибок, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в соответствии с утвержденным на 2024 го
В деле о банкротстве гражданина-должника, по общему правилу, подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности.
Интерес жителей области к данной теме возникает по разным причинам.
Росреестр реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными сведениями, в рамках которого проводятся мероприятия по наполнению ЕГРН сведениями о границах ад
Совещание прошло в формате видеоконференцсвязи с участием представителей Управления Росреестра по Томской области, Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, Департамента управления муниципальной собстве
09.11.2024 года вступил в силу разработанный при участии Росреестра федеральный закон, направленный на упрощение оформления прав граждан на вспомогательные объекты бытовой недвижимости.
При современном ритме жизни в силу разных причин не всегда есть возможность своевременно (в течение 45 дней с даты государственного кадастрового учета и (или) регистрации права) забрать документы, подготовленные по рез
Отношения, связанные с банкротством граждан регулируются главой X Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве).
За 9 месяцев 2024 года Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) проведено 794 контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению земельного законодательства.