Интервью с заместителем руководителя Управления Росреестра по Томской области Л.А. Лабуткиной на тему «Совершенствование контрольной (надзорной) деятельности»
- Здравствуйте, Людмила Александровна! Многие граждане и организации явно заметили, что начиная с 2021 года существенно изменилась система контрольной деятельности в целом. Почему это происходит и какие основные новшества появились?
- Здравствуйте! Это связано с необходимостью повышения эффективности и оптимизации системы контрольной деятельности. В первую очередь в связи с этим очень сильно обновилась сама система регулирования контроля, в том числе сформировалась новая база нормативных правовых актов на всех уровнях. Один из основных моментов, который теперь нормативно закреплен, это наличие нескольких информационных систем, которые должны использоваться при проведении контрольных мероприятий. Цифровизация данной области идёт в ногу со временем. Второй основной момент, это впервые введёные новые инструменты профилактики нарушений обязательных требований. Для развития и достижения этих целей Правительство РФ в декабре 2023 утвердило Концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года.
- Из чего исходят надзорные органы, когда определяют, что или кого следует проверять?
В настоящее время в области надзора за соблюдением требований законодательства внедрён риск-ориентированный подход. Главным инструментом реализации данного подхода является внедрение «индикаторов риска». Индикаторы риска отражают не только вероятность нарушения обязательных требований как таковых, они должны быть связаны с самыми массовыми и критическими нарушениями, имеющими наиболее негативные последствия. Одно дело, когда палисадник занимает места чуть больше чем должен и совсем другое, когда, например, организована опасная производственная деятельность там, где это не допускается вообще. Градация и точечная настройка данных индикаторов по степени возможных негативных последствий является следующим шагом в развитии риск-ориентированного подхода. Всё это позволит ещё на ранних этапах предотвращать такие нарушения или в случае их возникновения оперативно на них реагировать.
- Вот Вы ранее сказали, что будет развиваться профилактика нарушений обязательных требований, в чём это будет выражаться и на что это направлено?
- Да, в первую очередь значительные усилия надзорных органов сосредоточены именно на профилактике рисков причинения вреда. В первую очередь это должно обеспечить понимание контролируемыми лицами самой сути обязательных требований. Для этого важна трансформация надзорных органов от упреждающе-карательной (как их привыкли видеть обычно) к «клиентоориентированной» модели поведения. Надзорные органы проводят обширную разъяснительную кампанию, в том числе выпускают доступные для понимания руководства и инструкции по соблюдению обязательных требований, выпускают видеоматериалы, проводят консультирования и даже могут давать практические советы в рамках профилактических визитов. Средства и технические возможности для этого уже есть или очень активно развиваются.
Помимо этого, контролируемым лицам предоставлена возможность самостоятельно оценивать уровень соблюдения обязательных требований, что обеспечивается в рамках новой процедуры «самообследования». Это позволит самостоятельно и главное своевременно предупреждать риски причинения вреда. Естественно государство понимает, что эффективное развитие и популяризация самообследования невозможны без обеспечения необходимого уровня мотивации контролируемых лиц. Например, механизм самообследования планируется интегрировать в систему категорирования отдельных объектов контроля, в частности установить возможность снижения присвоенной категории риска при получении заявителем высоких результатов прохождения самообследования.
Что же касается самих профилактических визитов, то планируется повышать их качество. Инспекторы не только рассказывают о процедурах контроля, но и дают практические советы по недопущению нарушений, основываясь на накопленном правоприменительном опыте. При положительном эффекте такие мероприятия будут формировать позитивную репутацию надзорных органов и признание инспектора как компетентного специалиста, главной задачей которого является недопущение причинения вреда, а не принятие карательных мер. В идеале как раз профилактические визиты могут стать основной формой взаимодействия надзорных органов с контролируемыми лицами.
- «Цифровизация» облегчит жизнь контролируемых лиц?
- Несомненно. В целях повышения клиентоориентированности создан функциональный личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг, позволяющий взаимодействовать с надзорными органами в режиме «одного окна». В данном кабинете реализованы различные сервисы, например, уведомления и информирования обо всех контрольных и профилактических мероприятиях, а также об объектах с присвоенной категорией риска. Дополнительно взаимодействие обеспечивается сервисами запроса документов и их направления в электронном формате, отказа от профилактического визита и оценки его проведения, подачи заявлений на осуществление профилактического визита и консультирования, а также новых возможностей механизма досудебного обжалования.
Основной информационной системой контрольной деятельности стал единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого является Генеральная прокуратура РФ. В данном реестре учитываются все проводимые контрольное мероприятие с взаимодействием с контролируемым лицом и два вида профилактических мероприятий (профилактический визит и предостережение).
Другие новости
Уровень количества заявлений о государственной регистрации ипотеки, поданных в электронном виде в Томской области, в 2025 году повысился, в том числе благодаря увеличению числа участников электронного документооборота
В этом месяце «горячая линия» пройдёт:
25 ноября 2025 года с 10:00 до 18:00.
Мобильное приложение «Инспектор» (МП «Инспектор») разработано Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на базе государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации
В октябре 2025 года в Томской области завершены работы по координатному описанию границ всех 135 муниципальных образований области.
Управлением Росреестра по Томской области 30 сентября 2025 года была проведена рабочая группа по исправлению реестровых ошибок.
В Управление Росреестра по Томской области от жителей области поступают вопросы по обнаружению пунктов государственной геодезической сети.
В Управлении Росреестра по Томской области состоялось рабочее совещание, посвящённое вопросам выявления правообладателей и внесения сведений о ранее учтённых гаражах и погребных ячеек в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Чтобы узнать сведения о земельном участке можно воспользоваться картой геоинформационного портала «Национальная система пространственных данных» (nspd.gov.ru).
Управление Росреестра по Томской области информирует граждан о важных изменениях в законодательстве, касающихся использования материнского капитала при оформлении ипотечного жилья.
