Спрашивали? Отвечаем!
На актуальные вопросы профессиональных участников рынка недвижимости отвечает начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тамбовской области Юлия Самородова.
Вопрос: Что такое «микродоли»? Какие ограничения имеются при продаже доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение?
Ответ: 1 сентября 2022 вступили в силу изменения в Жилищном и Семейном кодексах РФ, согласно которым, собственник жилого помещения (квартиры или дома) не вправе совершать действия, в результате которых появятся доли меньше 6 кв.м. При этом обладателю доли в праве общей собственности запрещено дробить ее на более мелкие доли — меньше 6 кв. метров – «микродоли».
Указанные изменения касаются правоотношений, возникших после 1 сентября 2022 года. Закон не имеет обратной силы, поэтому если доля приобретена до 1 сентября 2022 года, собственник вправе ее продать, подарить, завещать.
Сделки, заключенные после 1 сентября 2022 года с нарушением указанного правила, являются ничтожными.
Названные положения закона не применяются при возникновении права общей долевой собственности на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования по любому из оснований, а также в случаях приватизации жилых помещений. Кроме того, предусмотрено, что указанное правило не применяется для сделок, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (о материнском (семейном) капитале).
Вопрос: Является ли препятствием для оформления права на жилой дом, наличие ограничений на земельный участок, в связи с его расположением в границах охранных зон с особыми условиями использования территорий?
Ответ: Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены, в том числе в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
В соответствии с положениями ст. 104 ЗК РФ ЗОУИТ устанавливаются, в том числе в целях безопасности эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.
В этой связи в границах ЗОУИТ устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
При этом, земельные участки, включенные в границы ЗОУИТ, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Виды ЗОУИТ определены в статье 105 ЗК РФ. Ограничения на совершение сделок и переход прав на находящиеся в границах ЗОУИТ земельные участки с расположенными на них жилыми домами или иными объектами недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, отсутствуют.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, расположенные в границах ЗОУИТ, по наследству, на основании сделок об отчуждении (купля-продажа, дарение и т.д.) осуществляется в общем порядке. Вместе с тем обязательным требованием к содержанию договора является указание в нем на наличие соответствующих ограничений, предусмотренных статьей 56 ЗК РФ.
Вопрос: Как снять с государственного кадастрового учета снесенный дом?
Ответ: С 4 августа 2018 года Градостроительный кодекс РФ дополнен новой главой 6.4 «Снос объектов капитального строительства», в соответствии с которой при сносе объекта недвижимости собственник обязан направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а после завершения сноса, направить уведомление о его завершении. Это можно сделать через МФЦ, либо обратиться непосредственно в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости. Уведомительный порядок не распространяется на объекты, снесенные до 4 августа 2018 года.
После фактического сноса жилого дома правообладателю необходимо заключить договор с кадастровым инженером для подготовки акта обследования, удостоверяющего прекращение существования объекта недвижимости.
Для снятия с кадастрового учета и прекращения права на жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) необходимо обратиться в МФЦ со следующими документами:
- заявление о снятии здания жилого дома с кадастрового учета. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. Если объект недвижимости находится в общей долевой собственности, то заявление подается всеми правообладателями. Если в отношении объекта недвижимости в ЕГРН зарегистрировано право собственности, то подается заявление о снятии с кадастрового учета и о регистрации прекращения права собственности.
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
- в случае, если права на снесенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в ЕГРН дополнительно представляются правоустанавливающие документы на него;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт составляется кадастровым инженером по результатам осмотра снесенного дома. Акт обследования не требуется в случае, если отсутствие существования здания установлено решением суда, вступившим в законную силу.
В результате проведения учетно-регистрационных действий в Росреестре заявителю или его представителю будет выдана выписка, содержащая внесенные в ЕГРН сведения о прекращении существования объекта недвижимости.
Вопрос: Какие документы нужны при переходе права на объект недвижимости при банкротстве физического или юридического лица?
Ответ: Действующее законодательство предусматривает различные основания приобретения права собственности. Одним из таких оснований является реализация имущества банкрота.
С момента признания физического лица банкротом регистрация перехода прав гражданина на имущество осуществляется на основании заявления финансового управляющего, а все имущество гражданина составляет конкурсную массу. Из нее исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание, например, - единственное жилье гражданина, которое не находится в залоге.
При банкротстве юридического лица соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника является целью конкурсного производства. Достижение этой цели возложено на конкурсного управляющего, который взамен органов управления должника выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом юридического лица, осуществляет права и обязанности его руководителя и иных органов должника.
Продажа имущества банкрота (и физического, и юридического лица), подлежащего реализации в ходе дела о банкротстве, осуществляется на торгах в электронной форме.
Для государственной регистрации перехода прав на реализованное имущество банкрота в Росреестр предоставляются следующие документы:
1) заявление финансового или конкурсного управляющего о государственной регистрации перехода права собственности;
2) заявление лица, выигравшего торги, о государственной регистрации права собственности;
3) решение арбитражного суда о признании должника банкротом (копия, заверенная арбитражным судом);
4) документ, подтверждающий полномочия финансового или конкурсного управляющего: решение арбитражного суда, определение арбитражного суда (копия, заверенная арбитражным судом);
5) нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель;
6) протокол о результатах торгов и договор купли-продажи имущества, заключенный с победителем торгов (не менее одного экземпляра-подлинника), при этом договор купли-продажи реализованного недвижимого имущества должен соответствовать требованиям действующего законодательства по форме и содержанию;
7) акт приема-передачи объекта недвижимости (при его наличии).
Напоминаем, что сделки, совершенные должником без участия финансового или конкурсного управляющего в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Все действия в отношении такого имущества, в том числе распоряжение им, осуществляются только финансовым или конкурсным управляющим.
Вопрос: Как собственник комнаты в коммунальной квартире может получить сведения о собственниках других комнат в коммунальной квартире?
Ответ: Сведения из ЕГРН предоставляются на основании запроса, направленного в установленном законом порядке, как при личном обращении в любой офис МФЦ, так и через «личный кабинет» на портале Росреестра www.rosreestr.gov.ru (подписав запрос своей усиленной квалифицированной электронной подписью).
Информация из ЕГРН предоставляются за плату.
Сведения о правах на объект недвижимости могут быть запрошены в виде «Выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах».
В запросе обязательно должен быть указан либо кадастровый номер интересующего объекта недвижимости, либо его адрес и площадь.
Обращаем внимание, что с 1 марта 2023 года в соответствии с Законом «О государственной регистрации недвижимости» персональные данные правообладателя, либо лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости (в том числе ФИО) отображаются в выписках из ЕГРН только в случае, если в ЕГРН внесена запись о возможности предоставления таких персональных данных.
При отсутствии в ЕГРН соответствующей записи, сведения о фамилии, имени и отчестве правообладателей могут быть предоставлены в выписках из ЕГРН только по запросу лиц, которые наряду с указанным гражданином являются правообладателями иных комнат в квартире, при условии, что в ЕГРН содержатся сведения о расположении таких комнат в этой квартире, а также зарегистрированы права данных лиц на них (ч. 6 ст. 36.3 Закона).
При подаче заявления о выдаче информации из ЕГРН в графе «примечание» необходимо указать сведения о том, что вы являетесь собственником комнаты (указав кадастровый номер комнаты) в коммунальной квартире (указав кадастровый номер квартиры).
Другие новости
В рамках своей деятельности Управление Росреестра по Тамбовской области продолжает активно оказывать гражданам и юридическим лицам правовую помощь по вопросам, входящим в его компетенцию.
Заместитель руководителя Управления Росреестра Светлана Макушкина и директор тамбовского филиала ППК «Роскадастр» Николай Ельцов подробно рассказали членам Совета об итогах и ходе проведения в Тамбовской области компле
Они по-прежнему действительны для оформления права собственности.
Управлением Росреестра по Тамбовской области проводятся работы по обследованию пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети.
В рамках государственной программы РФ «Национальная система пространственных данных» Росреестром реализуются мероприятия по созданию Единой электронной картографической основы (ЕЭКО), мониторингу ее актуальности, обнов
Одной из важнейших задач на территории Тамбовской области является наполнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными сведениями.
О работе по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости на брифинге с региональными СМИ рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Тамбовской области Светлана Макушкина.
На актуальные вопросы в сфере государственного земельного надзора отвечает заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель Управления Росреестра по Тамбовской области Андрей Шарандин.
В рамках своей деятельности Управление Росреестра по Тамбовской области продолжает активно оказывать гражданам и юридическим лицам правовую помощь по вопросам, входящим в его компетенцию.
В 2024 году программа социальной догазификации расширена распространением ее на догазификацию домовладений, расположенных на территории СНТ.