Почему на договорах купли-продажи не проставляется «синий» штамп о проведенной регистрации
С 29 июня Росреестр и МФЦ перешли на электронный документооборот.
До этой даты при обращении заявителя в МФЦ бумажные документы направлялись в Росреестр, а после проведения процедуры государственной регистрации прав или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, их возвращали в МФЦ и передавали заявителю.
С 29 июня при подаче в МФЦ документы на бумажных носителях переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и затем направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в территориальный орган Росреестра. Бумажные документы возвращаются заявителю. Исключением остаются лишь документарные закладные.
Поскольку с 29 июня документы на бумажном носителе в Росреестр не поступают, упраздняются положения закона об удостоверении проведения государственной регистрации и кадастрового учёта штампом. Теперь на договоре или иной сделке, являющейся основанием для регистрации собственности, не проставляется специальная регистрационная надпись («синий» штамп).
Такая практика уже была реализована ранее – на договорах купли-продажи, заключенных в электронном виде, специальная регистрационная надпись всегда проставлялась также в электронном виде (не в виде «синего» штампа).
Кто и когда ставит отметки?
На представленном заявителем «бумажном» подлиннике договора купли-продажи специалист многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ), принимающий документы для регистрации прав, проставляет отметку о создании электронного образа соответствующего договора. (ч. 13 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015).
Обе отметки (о создании электронного образа договора; о том, что представленный документ является копией) ставятся при приеме документов перед отправкой их на государственную регистрацию, а не перед выдачей документов.
После государственной регистрации заявителю вместе с документами, которые он представил «в бумаге», выдается выписка из ЕГРН, удостоверяющая регистрацию права собственности. Такая выписка направляется Росреестром в МФЦ для выдачи в электронном виде. Выписка «в бумаге» оформляется уже в МФЦ, на ней проставляются соответствующие надписи, ставятся подписи сотрудников МФЦ и печати МФЦ.
Перевод МФЦ в бумажный вид электронной удостоверяющей выписки из ЕГРН, изготовленной Росреестром, не является новеллой и действует с 30 апреля 2021 года.
В органе регистрации прав будет храниться только электронный образ договора, созданный МФЦ. При этом он имеет ту же юридическую силу, что и бумажный, представленный заявителем.
Как проверить недвижимость?
Получить выписку из ЕГРН. Она содержит сведения об объекте, в том числе о его характеристиках, собственнике (потенциальном продавце), наличии либо отсутствии ограничений и обременений (например, арестов, запретов, ипотеки, ограничений в использовании) и другие общедоступные сведения об объекте недвижимости.
Попросить продавца предъявить документ, на основании которого за ним было зарегистрировано право собственности.
Если таким документом является договор купли-продажи, вы можете попросить продавца предъявить копию его договора, электронный образ которого хранится в Росреестре. Продавец может указать в запросе необходимость получения копии договора в виде бумажного документа. На ней сотрудником Федеральной кадастровой палаты будет проставлена надпись, что копия сделана с электронного образа договора, хранящегося в соответствующем реестровом деле, и верна ему, данная надпись будет подписана сотрудником кадастровой палаты и скреплена печатью кадастровой палаты.
Если копия договора состоит из нескольких листов, она должна быть прошита, пронумерована, на последнем листе копии должна стоять вышеуказанная надпись, сделанная специалистом кадастровой палаты и скрепленная печатью.
Попросить продавца представить выписку из ЕГРН о содержании правоустанавливающего документа (его договора купли-продажи). В ней можно увидеть, например, содержание существенных условий договора, в том числе условий, которые нашли свое отражение в записях ЕГРН.
Подробнее об этом см. пункт 177 Порядка заполнения форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, утвержденного приказом Росреестра от 04.09.2020 № П/0329.
Другие новости
Больше 4 тыс. "сельских ипотек" зарегистрировано в Оренбургской области с начала действия программы (январь 2020 года) по 1 апреля 2025 года.
В региональном Росреестре пояснили: это не взлом Госуслуг и не мошенничество в отношении их недвижимости
В сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) внесена информация о местоположении границ территории одного из значимых объектов археологического наследия федерального значения «Курганное поле «Высокая
В Управлении Росреестра по Оренбургской области организованы для оренбуржцев совместные консультации специалистов управления и членов Общественного совета.
В 2024 году в рамках «гаражной амнистии» оренбуржцы оформили 2 853 объекта: 712 гаражей и 2141 земельный участок.
2760 га обследовали специалисты госземнадзора с помощью беспилотного воздушного судна. Дистанционное земельное зондирование проводится с 2023 года в целях государственного земельного надзора.
С 2020 года в Оренбуржье в рамках проекта «Земля для стройки» проводится работа по выявлению свободных земельных участков, которые могут быть использованы для жилищного строительства.
Если вы покупаете жилье на вторичном рынке, то позаботьтесь получить информацию об аварийности приобретаемой недвижимости, советуют эксперты регионального управления Росреестра.
С 1 марта 2025 года ступает в силу Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ, в соответствии с которым продать земельный участок без межевания станет невозможно.
С 1 марта 2025 года юридические лица обязаны подавать заявления в Росреестр исключительно в электронном виде через портал Госуслуг, личный кабинет на сайте регистрирующего органа или другими способами, которые перечис