Арбитражный управляющий – ключевая фигура процедуры банкротства
Сегодня услуги арбитражного управления, в том числе и на территории Алтайского края, оказывают специалисты, входящие в саморегулируемые организации, указанные в Едином государственном реестре на официальном сайте Росреестра (всего их порядка 50). Все они на различных стадиях процедуры банкротства могут выступать временными управляющими, административными управляющими, внешними управляющими, а также конкурсными управляющими и соответственно выполнять специфические функции для каждой стадии задачи.
«Фигура арбитражного управляющего является ключевой практически на всех этапах процедуры банкротства. От квалификации умения и знаний арбитражного управляющего во многом зависит судьба предприятия или физического лица», - отмечает Елена Селиванова, руководитель отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Список саморегулируемых организаций арбитражных Управляющих приведен на сайте Росреестра. По совету эксперта, правильнее должнику заранее встретиться с будущим управляющим (предварительно изучив его досье) и оговорить детали – познакомиться с делом. Тогда есть шанс, что именно этот человек возьмет дело о банкротстве.
Отметим основные задачи арбитражных управляющих в его различных ипостасях. Так, задачи временного управляющего в период наблюдения — анализ финансового состояния должника и определение возможностей восстановления его платежеспособности. С этими задачами справляются практически все арбитражные управляющие без особых проблем.
Однако при достижении еще одной, пожалуй, самой важной цели процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника иногда возникают непростые ситуации. Основная проблема, касается проведения анализа финансового состояния должника, целью которого является определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Основной проблемой финансового анализа остается обеспечение принципа полноты и достоверности. Особое внимание следует уделить выявлению возможных признаков преднамеренного банкротства или фиктивного банкротства.
Основные цели внешнего управления – это восстановление платежеспособности должника. Внешний управляющий обладает всеми функциями по управлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей). Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность.
Одной из особенностей реализации процедуры банкротства является восстановительная процедура - финансовое оздоровление, которая вводится, если должник имеет возможность без проведения активных экономических мероприятий в течение определенного времени расплачиваться с кредиторами. При этом основные действия производит руководство должника, полномочия которого ограничены необходимостью получать согласие на определенные сделки и действия у административного управляющего либо собрания кредиторов.
Административным управляющим является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления.
К полномочиям административного управляющего следует отнести права и обязанности административного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате реализации и исполнения которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой финансового оздоровления, а именно: восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
К сожалению, не так часто на предприятиях Алтайского края вводится процедура внешнего управления и совсем редко внешнему управляющему удается восстановить платежеспособность должника.
Если после процедуры наблюдения устанавливается, что финансовое состояние гражданина или фирмы является проблемным, и невозможно восстановить платежеспособность, то начинается процедура конкурсного производства.
Конкурсное производство при банкротстве юридического лица или гражданина вводится исключительно после стадии наблюдения или после оздоровления, которое не принесло нужного результата. Инициаторами могут выступать кредиторы или непосредственно неплательщик. Нередко процесс начинается разными государственными органами. На основании ФЗ № 127 вводится конкурсное производство только решением суда.
Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.
С даты утверждения конкурсного управляющего полномочия руководителя должника и иных органов управления осуществляет конкурсный управляющий в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
Основные его действия конкурсного управляющего, направлены на работу с конкурсной массой. Поэтому при введении конкурсного производства конкурсным управляющим выполняются следующие действия: проводится инвентаризация имущества; оцениваются все имеющиеся активы фирмы или гражданина опытным оценщиком; производится розыск имущества, для чего привлекаются работники разных государственных органов; осуществляется истребование активов; расторгаются сделки, совершенные в течение последнего года, если по ним передавалось имущество должника третьим лицам; выполняется взыскание дебиторской задолженности принудительным методом; обеспечивается сохранность имущества, для чего обычно арбитражный управляющий заключает контракт с заранее выбранной охранной организацией.
Целью процедуры конкурсного производства является наиболее полное удовлетворение требований кредиторов должника, образование конкурсной массы и распределение ее между кредиторами в соответствии с требованиями очередности и соразмерности.
В последнее время растет количество лиц, профессионально занимающихся арбитражным управлением и, как следствие, увеличивается конкуренция на рынке труда арбитражных управляющих. Все большее значение начинает приобретать, как и в любой другой сфере, настоящий профессионализм.
Арбитражный управляющий — это человек, имеющий управленческий опыт, который обладает знаниями и навыками грамотного юриста, опытного экономиста, не менее важную роль играют и личностные качества.
«В заключение хотелось бы отметить, что от квалификации арбитражного управляющего, от его умений и знаний зависит не только результат проведения конкретной процедуры банкротства, но и формирование правоприменительной практики в сфере банкротства, а вместе с тем и социальной оценки такого экономически неизбежного явления, как банкротство», - резюмирует Елена Селиванова.
Справка
В декабре 2015 года в Федеральный закон от 26 декабря 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены существенные изменения, касающиеся материально - и процессуально-правовых аспектов ведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Однако ключевой фигурой процедур банкротства по-прежнему остается арбитражный управляющий, его роль и значимость деятельности в условиях нестабильности финансового состояния большинства хозяйствующих субъектов и увеличения количества рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве, все более возрастает.
Арбитражный управляющий в деле о банкротстве — это субъект, осуществляющий деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. В целом роль этого участника арбитражного процесса заключается в том, чтобы исполнить требования всех кредиторов и при этом максимально защитить интересы субъекта, не способного самостоятельно закрыть свои долги. Очевидно, что он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, позволяющим ему работать с предприятиями, находящимися в сложной финансовой ситуации.
Другие новости
Эксперты филиала Роскадастра по Алтайскому краю 10 июля 2023 года с 13.00 до 16.00 часов ответят на вопросы жителей региона об электронных услугах Росреестра.
Алтайский край - регион широких возможностей для развития сельскохозяйственной деятельности аграриев.
На очередном заседании Оперативного штаба, состоявшегося 20 июня 2023 года, список объектов туристического интереса пополнился Солеными озерами Завьяловского и Баевского районов Алтайского края.
В Управлении Росреестра по Алтайскому краю под председательством Зинаиды Герасимович, генерального директора Ассоциации СРО «Алтайские строители» состоялся Общественный совет.
Межмуниципальный Бийский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю зарегистрировал право собственности и поставил на кадастровый учет ледовый дворец спорта «Прогресс».
На очередном заседании Оперативного штаба, состоявшегося 20 июня 2023 года, список объектов туристического интереса пополнился Солеными озерами Завьяловского и Баевского районов Алтайского края.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволяет органам власти и муниципалитетам обмениваться документами и сведениями без непосредственного участия граждан.
Проект «Цифровая экономика» - один из значимых национальных приоритетов России, наряду со здоровьем и благополучием людей, созданием комфортной и безопасной среды для жизни.
26 июня 2023 года Эксперты Роскадастра по Алтайскому краю ответят на вопросы жителей региона об электронных услугах Росреестра. Звонки принимаются с 13.00 до 16.00 часов по телефону (8 (3852) 55-76-59 (доб.
Управление Росреестра Алтайского края сообщает о том, что за период с 9 по 16 июня 2023 года за учётно-регистрационными действиями в ведомство обратилось 8575 граждан и организаций, из