О повышении качества и доступности госуслуг Росреестра

| пн | 24.11.2025 | 18:34

Руководитель Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской республике Беслан Соблиров в расширенном интервью корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» рассказал о важных аспектах развития сферы оформления недвижимости.

- Беслан Хасенович, как за последнее время изменилось оформление недвижимости?

За последние годы произошли многие положительные изменения, сфера недвижимости динамично развивается, меняется законодательство, упрощается механизм оформления недвижимого имущества. Наблюдается значительное расширение круга полномочий, появление направлений деятельности, в том числе связанных с развитием цифровых сервисов. Но осталась неизменной главная цель – качественное предоставление государственных услуг по оформлению прав на недвижимость и постановке объектов на кадастровый учет. Для этого процесс оформления недвижимости максимально упрощается. За девять месяцев текущего года Управлением Росреестра поставлено на учет в ЕГРН 731679 объектов недвижимости, расположенных на территории КБР. Сегодня в Росреестр переданы полномочия по нормативному регулированию гражданского оборота рынка недвижимости, функции по государственной политике в части земли и недвижимости. Сейчас в службе сосредоточены все важнейшие функции этой сферы: от управления государственной геодезической сетью, наполнения реестра недвижимости полными и точными сведениями, создания электронной картографической основы страны, до реализации Национальной системы пространственных данных. Росреестр является открытым и динамично развивающимся ведомством, главным принципом работы которого стала клиентоцентричность. Для нас принципиально важна обратная связь. Региональный Росреестр активно взаимодействует с общественностью, профессиональными сообществами и получателями услуг. Мы знаем, что за каждым решением регистратора стоит судьба человека, его жизненная ситуация, тревога и волнение при осуществлении сделок с недвижимостью. Росреестр системно работает над повышением качества услуг и внедрением новых цифровых решений для отрасли, поэтому одной из главных задач такой цифровой трансформации ведомства является оптимизация рабочих процессов для качественного и оперативного оказания полного спектра услуг Росреестра гражданам, бизнесу и профессиональным участникам рынка. В условиях экономических санкций ведомство продолжает проработку предложений для поддержки людей и строительной отрасли. В этой связи мы считаем для себя важными задачами: сокращение сроков оформления прав, снятие административных барьеров, наращивание электронного взаимодействия, снижение количества приостановок и отказов в интересах главных получателей госуслуг в сфере недвижимости – граждан и бизнеса. Для повышения качества обслуживания ведется последовательная совместная работа с региональными командами и профессиональными участниками рынка.



- Как Росреестр развивает электронные сервисы и насколько они востребованы у граждан?

Сегодня Росреестр - это центр компетенции в сфере земли и недвижимости, который обладает всеми сведениями об объектах недвижимого имущества, правах на них, правообладателях, об экономических характеристиках рынка недвижимости. Служба оказывает 17 государственный услуг и выполняет 8 функций, в числе наиболее важных и значимых из них кадастровый учет и регистрация прав. За эти годы ведомству удалось сделать многое для безопасного проведения сделок с недвижимостью и защиты от мошеннических действий. Например, исключить из публичного пространства персональные данные собственников, выявить и закрыть огромное количество двойников сайта Росреестра и внедрить новые цифровые сервисы, направленные на защиту прав и имущественных интересов граждан, организаций и предприятий. В настоящее время у жителей, приобретающих или отчуждающих недвижимость, большой популярностью пользуется способ заключения сделок, при котором подача документов происходит посредством специальных технических каналов связи между Росреестром и банками, застройщиками, агентствами недвижимости. Управление Росреестра давно работает с этими организациями в рамках осуществлении регистрации электронных ипотечных сделок с недвижимостью. Различные банковские продукты дают возможность заявителям и кредитным организациям успешно взаимодействовать с ведомством в дистанционном формате. Причем одним из самых главных бонусов, наряду с комфортом и экономией временных ресурсов, заявители называют минимальный срок госрегистрации. По анализу статистической информации доля обращений, поступающих в Управление Росреестра в электронном виде, растет. В 1 полугодии 2025 года, по сравнению с 1 полугодием 2024 года, показатель по предоставлению электронных услуг в республике  вырос на 3%. Благодаря тесному взаимодействию с кредитными организациями, в этом году 98 % ипотечных сделок в электронном виде были зарегистрированы в срок – 1 рабочий день и менее. При поступлении электронных документов от застройщиков было зарегистрировано около 92 % договоров долевого участия в строительстве.

- Чем обусловлен такой активный переход на электронный формат получения государственных услуг Росреестра?

Сегодня Росреестром оказывается большой спектр государственных услуг в электронном виде. Самые востребованные – это подача документов на госрегистрацию и кадастровый учет, а также получение сведений из ЕГРН. Использование электронных сервисов Росреестра позволяет оформлять недвижимость быстро, не выходя из дома или офиса. Сервисы по предоставлению электронных услуг в сфере недвижимости доступны на официальном сайте ведомства, а также на портале Госуслуг. Причем сейчас по некоторым услугам упрощена процедура подписи электронных документов. Например, в Личном кабинете на сайте Росреестра доступна подача документов без Усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) – будет достаточно факта авторизации через Госуслуги. Также на портале можно запросить информацию об объекте недвижимости из ЕГРН в формате онлайн-выписки. Документ собственник недвижимости получит за минуту. Основные характеристики его объекта будут отображены в выписке, поступившей в Личный кабинет пользователя.



- Расскажите подробнее о сроках оказания государственных услуг Росреестра на территории КБР.

Управление Росреестра по КБР постоянно повышает качество и доступность государственных услуг в сфере недвижимости, в том числе для этого внутренними приказами сокращаются сроки их предоставления. Сегодня оперативность оказания услуг становится одним из основных требований современного человека. Сокращение сроков госрегистрации и кадастрового учета положительно влияет на функционирование многих механизмов рынка недвижимости, а главное позволяет снижать административные барьеры и, как следствие, повышать инвестиционную привлекательность республики. При поступлении пакета документов через МФЦ средний срок по государственному кадастровому учету или государственной регистрации прав на объекты недвижимости составляет 2 рабочих дня, при осуществлении единой процедуры – это займет до 3рабочих дня. Государственный кадастровый учет и регистрация прав по документам, направленным в электронном виде, как правило, занимает не более 24 часов, учетно-регистрационные действия в отношении объектов бытового назначения (жильё, гаражи, дачи, садовые дома, хозяйственные постройки и земельные участки для строительства) сейчас мы проводим за считанные часы. Госрегистрация ипотечных сделок в электронном виде, в том числе ипотеки в силу закона, теперь занимает 1 день. При этом постановка на кадастровый учет и регистрация прав в отношении объектов социального назначения (школы, детские сады, медицинские учреждения) всегда находится на особом контроле.

 - Ранее вы упомянули о реализации Национальной системы пространственных данных, что это за проект, какие цели он ставит?

Проект «Национальная система пространственных данных» - это глобальный проект всероссийского масштаба, который соберет воедино множество разрозненных информационных систем по земле и недвижимости как федерального, так и регионального уровней. Образно говоря, система будет представлять собой многослойный формат. Каждый слой – это определенный срез информации. Целями проекта являются: создание цифрового отечественного геопространственного обеспечения с метрически точными пространственными данными, достижение «цифровой зрелости», повышение качества государственных услуг и сервисов и обеспечение полноты и качества сведений ЕГРН.



- Какую задачу решает консолидация на одном ресурсе такого разностороннего свода данных?

Задача объединить эти сведения. Сейчас пространственные данные разрознены. Их собирают вместе на конкретной площадке (платформе НСПД), чтобы в рамках «одного окна» оперативно получать комплексные сведения о земле и недвижимости на интересующем участке. Создание такого ресурса позволит: объединить и структурировать пространственные данные, обеспечить их доступность в режиме реального времени для граждан, бизнеса и органов власти, верифицировать от первоисточника.

 - Как в КБР сегодня решается вопрос по внедрению Национальной системы пространственных данных?

Во-первых, это создание полного и точного реестра недвижимости (518-ФЗ). К примеру, на сегодня в республике остается порядка 40 тыс. объектов недвижимости по которым неизвестны собственники (изначальный перечень уменьшился на 70% - было 136 тыс.). Как правило, это правообладатели ранее учтенной недвижимости, т.е. созданной и узаконенной в «старом порядке» до 31.01.1998 года. Выявляют и вносят в ЕГРН эти недостающие сведения о владельцах органы местного самоуправления и сами владельцы, т.к. государственная регистрация ранее возникшего права осуществляется бесплатно с 01.01.2021 года. Во-вторых, для решения этой задачи разработан механизм   исправления исторически накопленных реестровых ошибок. С начала 2022 года специалисты Росреестра в КБР исправили более 6500 реестровых ошибок в сведениях о недвижимости. В целом за текущий год силами наших специалистов будет устранено более 1880 таких неточностей. В-третьих, большое значение также имеет установление точных координат границ как самих регионов, как и их территориальных зон (1728), муниципальных образований (123), населенных пунктов (161). В-четвертых, в республике проводятся масштабные комплексные кадастровые работы, которые в том числе содействуют этому процессу. В текущем году они проведены ККР в отношении 429 кварталов.

- Ранее вы говорили, что цель программы, в том числе, максимально обеспечить доступность данных в режиме реального времени. В этом направлении работа тоже ведется?

Да, сегодня у нас происходит реинжиниринг учетно-регистрационных процессов. Это значит, что документооборот, получение выписок и другие услуги Росреестра переводятся в электронный вид. В КБР уже сокращены сроки по электронным обращениям до 2 дней, ипотечные сделки в 70% случаев регистрируются за 24 часа. Также увеличилась доля электронного взаимодействия Управления и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сейчас она составляет почти 100%. На портал Госуслуг выведена возможность получения всех видов выписок из ЕГРН, а также подачи заявлений на исправление технической ошибки.



- Как происходит поддержание в надлежащем состоянии государственных геодезических сетей?

На этапе создания единой платформы пространственных данных на особом контроле стоит вопрос инвентаризации пунктов государственной геодезической сети, возведенных еще в СССР. Специалисты Управления ежегодно составляют план обследования пунктов ГГС, в совокупности на сегодня обследовано более 90% пунктов ГГС на территории республики (остались необследованными пункты, расположенные в труднодоступных лесных массивах и горных местностях). При этом важно отметить, что Росреестр осуществляет не только проверку существующих сетей на территории нашей страны, но организует работу по созданию новых.

- О каких новых сервисах идет речь?

Наша служба разрабатывает 11 сервисов. О некоторых, наверное, вы уже слышали. Это сервисы «Земля для стройки», «Земля для туризма». В частности, в рамках «Земли для стройки» на территории РБ выявлено участков и территорий, пригодных для многоквартирного и индивидуального жилищного строительства, общей площадью 903 гектара. Проект «Земля для туризма» реализуется в республике недавно, но уже 5 территорий, актуальных для развития туристической инфраструктуры общей площадью 27,15 гектаров.


Другие новости

| ср | 03.12.2025 | 21:54

Заметили нарушения земельного законодательства или нарушение ваших прав как землепользователя?

| вт | 02.12.2025 | 10:13

В связи с появлением в СМИ информации о законопроектах Росреестра в сфере государственного и муниципального земельного контроля решили разъяснить, в чем суть изменений и как они повлияют на граждан.

| пт | 28.11.2025 | 20:48

Все 46 участников успешно прошли проверку знаний и соответствия замещаемым должностям. Это отличный показатель эффективности и профессионализма команды ведомства.

| чт | 27.11.2025 | 16:58

С 1 марта 2025 года юридические лица обязаны подавать в Росреестр заявления и документы в целях кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость в электронной форме через портал Госуслуг, личный ка

| чт | 20.11.2025 | 15:27

Одним из приоритетных направлений в области федерального государственного земельного надзора на сегодняшний день является переход на дистанционное взаимодействие с контролируемыми лицами, существенную роль в котором иг

| ср | 19.11.2025 | 12:07

Напоминаем, что с 01.03.2025 частью 1.6 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлено, что юридические лица представляют зая

| пт | 14.11.2025 | 11:15

Руководитель Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике Б.Х. Соблиров принял участие в совещании по исполнению Перечня Поручений Президента РФ от 11 августа 2022 г.

| ср | 12.11.2025 | 12:59

Управление Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике осуществляет контроль за соблюдением требований к употреблению наименований географических объектов в документах, картографических изданиях и на дорожных знаках

| пн | 10.11.2025 | 16:37

Разбираемся с одной из частых проблем: почему не видно недвижимости в личном кабинете и что с этим делать.