Государственный земельный надзор – от рулетки до искусственного интеллекта

| вт | 05.12.2023 | 9:44

Одной из основных и постоянных задач государства с давних пор являлась организация разумного использования земли, а государственный контроль всегда служил инструментом, побуждающим к эффективному использованию земельных ресурсов.

Основы, предопределившие развитие государственного земельного надзора как вида деятельности государственных органов власти современной России, были заложены еще в период реформ 90-х годов XX века.

Следствием вступления в силу Земельного кодекса стало принятие Положения о государственном земельном контроле от 19 ноября 2002 года №833, которым полномочия по осуществлению земельного контроля были закреплены за Федеральной службой земельного кадастра России. Спустя почти четыре года было принято новое положение о государственном земельном контроле от 15 ноября 2006 года № 689. Впервые государственный земельный контроль был рассмотрен как комплексная государственная деятельность, полномочия по осуществлению которой были делегированы между Роснедвижимостью, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Данная модель в усовершенствованном виде существует и сегодня.

В 2009 году функции упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Стоит отметить, что как бы не изменялась система государственных органов, всегда на федеральном уровне существовал государственный орган, осуществляющий земельный надзор и имеющий свои территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации и почти во всех муниципальных образованиях.

Последние же изменения в самой системе осуществления государственного земельного надзора связаны с проведением масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности.

С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который определил новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.

Новый порядок организации и проведения земельного надзора закреплен в Положении о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), которое разработано Росреестром.

Изменился подход и функционал осуществления надзорной деятельности в целом. Закреплен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определена  направленность контроля на стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, уменьшение непосредственного взаимодействия контролируемых лиц и надзорных органов.

Главные преимущества обновленной системы правового регулирования организации и проведения государственного земельного контроля (надзора) проявляются в:

  • применении риск-ориентированного подхода, при котором выбор формы, продолжительности, периодичности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований зависит от отнесения земельного участка к определенной категории риска;
  • большом выборе форм профилактических мероприятий;
  • появлении новых форм проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с гражданами и юридическими лицами;
  • широком использовании IT-технологий, включая формирование электронных реестров видов контроля, внедрение информационной системы досудебного обжалования.

Кроме того, в настоящее время в земельный надзор активно внедряются современные технологии.

Если несколько лет назад инспектора использовали в своей работе только рулетки и лазерные дальномеры, то сейчас в распоряжении инспекторов не только высокоточное геодезическое оборудование, но и беспилотные летательные аппараты.

Скоро земельные инспектора начнут использовать в своей работе и нейронные сети, способные на автоматическое распознавание территорий и пространственный анализ, что позволит в сокращенные сроки выявлять нарушения в использовании земель и принимать меры реагирования.

Сфера земельного надзора не стоит на месте, совершенствуется действующие механизмы, разрабатываются и внедряются новые формы взаимодействия инспекторов и контролируемых лиц, внедряются новые технологии. Благодаря происходящим изменениям снижается административная нагрузка на бизнес и граждан, земельный контроль становится помощником землепользователей.


Другие новости

| пн | 22.12.2025 | 15:40

Филиал ППК «Роскадастр» по Мурманской области информирует о способах направления запросов на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), расположенных на воссоединённых терр

| пн | 22.12.2025 | 11:09

С 1 января 2026 года вступают в силу положения статьи 28.1 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе», регулирующей рекламу услуг, связанных с банкротством граждан.

| чт | 18.12.2025 | 13:31

Во вторник, 23 декабря, с 14.00 до 17.00 Управление Росреестра по Мурманской области проведет «горячую линию» по признакам неиспользования земельных участков в населённых пунктах, садовых и огородных у

| чт | 18.12.2025 | 11:24

Росреестр в рамках исполнения указания Президента разработал законопроекты по повышению эффективности государственного и муниципального земельного контроля (надзора).

| ср | 17.12.2025 | 16:24

Филиал ППК «Роскадастр» по Мурманской области информирует о способах направления запросов на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), расположенных на воссоединённых терр

| ср | 17.12.2025 | 16:12

Региональный Росреестр на постоянной основе проводит мониторинг состояния пунктов государственной нивелирной сети.