Государственный земельный надзор – от рулетки до искусственного интеллекта
Одной из основных и постоянных задач государства с давних пор являлась организация разумного использования земли, а государственный контроль всегда служил инструментом, побуждающим к эффективному использованию земельных ресурсов.
Основы, предопределившие развитие государственного земельного надзора как вида деятельности государственных органов власти современной России, были заложены еще в период реформ 90-х годов XX века.
Следствием вступления в силу Земельного кодекса стало принятие Положения о государственном земельном контроле от 19 ноября 2002 года №833, которым полномочия по осуществлению земельного контроля были закреплены за Федеральной службой земельного кадастра России. Спустя почти четыре года было принято новое положение о государственном земельном контроле от 15 ноября 2006 года № 689. Впервые государственный земельный контроль был рассмотрен как комплексная государственная деятельность, полномочия по осуществлению которой были делегированы между Роснедвижимостью, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Данная модель в усовершенствованном виде существует и сегодня.
В 2009 году функции упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Стоит отметить, что как бы не изменялась система государственных органов, всегда на федеральном уровне существовал государственный орган, осуществляющий земельный надзор и имеющий свои территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации и почти во всех муниципальных образованиях.
Последние же изменения в самой системе осуществления государственного земельного надзора связаны с проведением масштабной реформы контрольно-надзорной деятельности.
С 1 июля 2021 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который определил новый порядок организации и осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Новый порядок организации и проведения земельного надзора закреплен в Положении о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), которое разработано Росреестром.
Изменился подход и функционал осуществления надзорной деятельности в целом. Закреплен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определена направленность контроля на стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц, уменьшение непосредственного взаимодействия контролируемых лиц и надзорных органов.
Главные преимущества обновленной системы правового регулирования организации и проведения государственного земельного контроля (надзора) проявляются в:
- применении риск-ориентированного подхода, при котором выбор формы, продолжительности, периодичности проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушения обязательных требований зависит от отнесения земельного участка к определенной категории риска;
- большом выборе форм профилактических мероприятий;
- появлении новых форм проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с гражданами и юридическими лицами;
- широком использовании IT-технологий, включая формирование электронных реестров видов контроля, внедрение информационной системы досудебного обжалования.
Кроме того, в настоящее время в земельный надзор активно внедряются современные технологии.
Если несколько лет назад инспектора использовали в своей работе только рулетки и лазерные дальномеры, то сейчас в распоряжении инспекторов не только высокоточное геодезическое оборудование, но и беспилотные летательные аппараты.
Скоро земельные инспектора начнут использовать в своей работе и нейронные сети, способные на автоматическое распознавание территорий и пространственный анализ, что позволит в сокращенные сроки выявлять нарушения в использовании земель и принимать меры реагирования.
Сфера земельного надзора не стоит на месте, совершенствуется действующие механизмы, разрабатываются и внедряются новые формы взаимодействия инспекторов и контролируемых лиц, внедряются новые технологии. Благодаря происходящим изменениям снижается административная нагрузка на бизнес и граждан, земельный контроль становится помощником землепользователей.
Другие новости
Построить жилой дом, баню, гараж на собственном участке, используемом для огородничества, – распространенное желание многих собственников.
В Управлении Росреестра по Мурманской области состоялся обучающий семинар для кадастровых инженеров, осуществляющих деятельность на территории нашего региона, по использованию геоинформационного портала «Национальная с
Региональный Росреестр сообщает, что с 23.11.2024 вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в про
20 ноября в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Алевтина Андреева и начальник отдела регистрации недвижимости регионального Росреестра Лилия Нагорнова п
В Мурманской области 143 объекта культурного наследия. Это капитальные строения, неразрывно связанные с землей и подлежащие внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровый номер объекта является уникальным и не повторяется во времени и на всей территории Российской Федерации.
В 2024 году специалисты регионального Росреестра, изучив более 130 картографических материалов, выявили 18 наименований географических объектов, которые не были зарегистрированы в Государствен
В четверг, 14 ноября, руководитель Управления Росреестра по Мурманской области Анна Бойко провела личный прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в Мурманской области.
15 ноября с 14:00 до 16:00 Управление Росреестра по Мурманской области проведет расширенную «горячую линию» по вопросам в сфере государственного земельного надзора.