Объект культурного наследия: особенности распоряжения
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (далее – ОКН) является одной из приоритетных задач государства. Для выполнения этой задачи законодательством предусмотрен комплекс мер, направленных на выявление, учет и сохранение ОКН. Особенности осуществления полномочий использования, владения и распоряжения культурными ценностями собственником или иным законным владельцем отражаются в гражданском, градостроительном, земельном законодательстве Российской Федерации, а также непосредственно в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон).
В частности, речь идет о главе 8 «Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия» данного Закона. Распоряжение означает основанную на законе возможность определения юридической судьбы памятников путем изменения их принадлежности (отчуждение по договору, передача по наследству и т.д.).
Согласно ст. 48 Закона ОКН независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если другой порядок не установлен федеральным законом. Собственник ОКН несет бремя содержания принадлежащего ему ОКН, включенного в Реестр, или выявленного ОКН с учетом требований данного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем этого ОКН.
При государственной регистрации права собственности по договору купли-продажи ОКН новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению ОКН, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника ОКН.
Если в документе об отчуждении такого объекта недвижимости собственник не укажет сведения о сохранении такого объекта и наличии таких обязательств, то государственная регистрация перехода таких прав будет приостановлена, и если причины приостановления не будут устранены, в переходе права будет отказано.
К ОКН относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшими в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ч. 1 ст. 3 Закона).
ОКН независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности.
Особенности владения, пользования и распоряжения ОКН определяются:
- Законом об ОКН;
- гражданским законодательством РФ, регламентирующим порядок заключения договора аренды, по которому арендодатель обязуется передать во временное пользование арендатору ОКН; договором безвозмездного пользования, на основании которого одна сторона обязуется передать или передает ОКН в безвозмездное временное пользование, а последняя обязуется вернуть эту же вещь в том же состоянии, в котором ее получила, с учетом износа или в состоянии, обусловленном договором; договором купли- продажи, согласно которому покупателю одновременно с передачей права собственности на ОКН передаются права на ту часть земельного участка, которая им занята и необходима для его использования. Кроме того, гражданским законодательством регламентируются особенности приватизации ОКН;
- градостроительным законодательством РФ, закрепляющим порядок градостроительной деятельности на территории объекта культурного наследия;
- земельным законодательством РФ, которое устанавливает правовой режим земель историко-культурного назначения;
При распоряжении ОКН следует учитывать требования Закона:
1) ограничения (обременения) имущественных прав на ОКН требованиями в отношении такого объекта (ст. 47.1). Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на ОКН, включенные в реестр, выявленные ОКН подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
2) требования к сохранению ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН (ст. 47.2);
3) требования к содержанию и использованию ОКН, включенного в реестр, выявленного ОКН (ст. 47.3);
4) требования к обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включенному в реестр (ст. 47.4);
5) охранное обязательство собственника или иного законного владельца ОКН, включенного в реестр (ст. 47.6);
6) ограничения в гражданском обороте ОКН, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 50);
7) особенности распоряжения ОКН, включенными в реестр, выявленными ОКН, находящимися в государственной или муниципальной собственности (ст. 50.1).
При этом названные ограничения прав сохраняются:
- при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу;
- при обращении взыскания на ОКН, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка;
- при реализации ОКН или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника – собственника или иного законного владельца такого ОКН или соответствующего земельного участка;
- в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на ОКН, земельный участок в границах территории ОКН либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.
Закон (ст. 48) устанавливает существенные условия договоров об отчуждении ОКН, а также земельных участков, в границах которых располагается объект археологического наследия в зависимости от того, было или нет на момент заключения договора охранное обязательство.
Таким образом, объекты недвижимого имущества, являющиеся ОКН, земельные участки, на которых такие объекты расположены, а также прилегающие к ним охранные зоны имеют специальный правовой статус. Законодательством предусмотрен ряд особенностей возникновения, прекращения прав на эти объекты, а также владения, пользования и распоряжения ими. Указанные особенности целесообразно учитывать не только лицам, обладающим правами на соответствующие объекты, но и лицам, чьи объекты недвижимости имеют культурную ценность и потенциально могут быть признаны ОКН.
Другие новости
Цифровизация – многоплановое явление и глубокий многоуровневый интеграционный процесс взаимодействия всех структур.
В 2025 году на территории Тамбовской области в третий раз пройдут комплексные кадастровые работы (во второй раз за счет средств федерального бюджета).
Преодолеть критическую жизненную ситуацию, обусловленную невозможностью погасить кредиты и другие долги, возможно путем объявления должника банкротом.
Гражданским законодательством предусмотрен такой способ прекращения права собственности на недвижимое имущество как отказ собственника от права собственности.
Об этом на оперативном совещании врио главы региона Евгения Первышова рассказала руководитель Управления Росреестра по Тамбовской области Татьяна Воякина.
В рамках своей деятельности Управление Росреестра по Тамбовской области продолжает активно оказывать гражданам и юридическим лицам правовую помощь по вопросам, входящим в его компетенцию.
Заместитель руководителя Управления Росреестра Светлана Макушкина и директор тамбовского филиала ППК «Роскадастр» Николай Ельцов подробно рассказали членам Совета об итогах и ходе проведения в Тамбовской области компле
Они по-прежнему действительны для оформления права собственности.
Управлением Росреестра по Тамбовской области проводятся работы по обследованию пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети, государственной гравиметрической сети.