Об основаниях внесения изменений при признании объекта недвижимости домом блокированной застройки

| чт | 24.07.2025 | 15:23

1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 476-ФЗ), который, в том числе, внес изменения в понятие «дом блокированной застройки» и урегулировал порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) при признании объекта недвижимости домом блокированной застройки.

Согласно пункту 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) под домом блокированной застройки понимается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

Из пункта 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Федерального закона – 1 марта 2022 года) следует, что блоком является здание или помещение в здании, которое предназначено для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 476-ФЗ блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2022 года), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК РФ, со дня вступления в силу указанного закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

Согласно пункту 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в ЕГРН были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2022), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом.

Для этого необходимо обратиться в орган регистрации прав с соответствующими заявлениями о государственном кадастровом учете изменений помещений в многоквартирном доме на дома блокированной застройки от всех собственников помещений в здании, приложив решение об уполномочивании одного из собственников таких помещений на обращение от имени всех собственников помещений (в том случае, если в орган регистрации прав обратится уполномоченное лицо от собственников всех помещений в здании).

Законом № 476-ФЗ исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке.

В случае, если до дня вступления в силу настоящего закона в ЕГРН были внесены сведения о блоках в качестве квартир в жилых домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2022 года), и зарегистрированы права на такие являющиеся блоками квартиры, право общей долевой собственности собственников таких квартир на земельный участок, занятый этим жилым домом блокированной застройки и образованный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, возникшее в силу закона в соответствии с жилищным законодательством, сохраняется.

«В законодательстве отсутствуют требования об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки. При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока», – отметил руководитель Управления Алексей Сарыгин.

В свою очередь, в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 476-ФЗ в случае, если созданный до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ жилой дом блокированной застройки, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2022 года), расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, решение, указанное в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, может содержать указание на решение таких собственников о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки.

В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в части 5 статьи 16 Закона № 476-ФЗ раздела земельного участка.

Вместе с тем, согласно пункту 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, в случае если предельные размеры образуемых земельных участков с учетом вида разрешенного использования таких участков установлены правилами землепользования и застройки, то при проведении правовой экспертизы будет осуществляться проверка соответствия площади образуемых земельных участков таким размерам.

Представить документы на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав можно в любом Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в форме электронных документов через Интернет, например, посредством официального сайта Росреестра https://rosreestr.gov.ru (при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи – УКЭП).


Другие новости

| пт | 05.12.2025 | 16:18

Управлением на постоянной основе проводится мониторинг внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ административно-территориальных образований и границ территориальных зон.

| вт | 02.12.2025 | 15:08

Для жителей Владимирской области доступны электронные сервисы, которые помогают гражданам оперативно получать услуги Росреестра, экономить свое время.

| пт | 28.11.2025 | 15:45

Управление информирует, что в рамках заключенных Соглашений с Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг Владимирской области (МФЦ) с 1 июня 2022 года в офисах МФЦ специалистами Уп

| чт | 27.11.2025 | 12:53

26 ноября 2025 года состоялась встреча специалистов Управления со студентами 2 курса Владимирского Политехнического колледжа, обучающимися по направлению «Юриспруденция».

| ср | 26.11.2025 | 18:37

Погашение регистрационной записи об ипотеке осуществляется в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».  

| ср | 26.11.2025 | 17:52

В соответствии с государственной программой «Национальная система пространственных данных», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации» 01.12.2021 № 2148, предусмотрено проведение комплексных кадаст

| ср | 26.11.2025 | 9:57

25 ноября 2025 года представители Управления провели очередной обучающий семинар для сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Владимирской области (МФЦ).

| пт | 21.11.2025 | 18:22

20 ноября 2025 года на площадке «Университета третьего возраста» прошло просветительское мероприятия для пенсионеров по теме: «Наследственное право: правовые последствия завещания, тонкости законодательства при наследо