Что такое электронная закладная?
Закладная является ценной бумагой, которая удостоверяет права ее владельца как залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке (п. 2 ст. 142 Гражданского кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон № 102-ФЗ)
В условиях цифровизации и электронного взаимодействия переход кредитных организаций, предоставляющих услугу по ипотечному кредитованию при приобретении объектов недвижимости, к использованию электронных закладных приобретает особую актуальность.
Понятие электронной закладной впервые введено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.11.2017 № 328-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2018 года. Именно тогда, наряду с классической документарной закладной, появилось понятие электронной закладной –бездокументарной ценной бумаги, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Электронная закладная дает банку и заемщику те же права и обязанности, что и документарная. Главное отличие заключается в их форме. Электронную закладную не нужно распечатывать. Она заполняется и хранится в виде электронного файла. Подписать такой документ можно усиленной квалифицированной электронной подписью (ст. 13.3 – Закон № 102-ФЗ). Форма электронной закладной утверждена приказом Росреестра от 17.06.2020 № П/0203, им же определены требования к заполнению формы.
Заполнить форму необходимо на Едином портале госуслуг, сайте Росреестра или с использованием иных технологий взаимодействия с органом регистрации прав. На электронной закладной проставляется усиленная квалифицированная электронная подпись залогодателя и залогодержателя, а если залогодатель – третье лицо, то тогда и должника. Если заявление о выдаче электронной закладной и ее направление в орган регистрации прав осуществляется нотариусом, электронная закладная подписываются только усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Возможность оформления электронной закладной позволяет ускорить регистрацию залога без дополнительных действий со стороны клиента. Банк самостоятельно в электронной форме направляет документы в Росреестр. Таким образом, сторонам ипотечной сделки больше не нужно обращаться в МФЦ лично для того, чтобы сначала сдать документы на государственную регистрацию прав, а затем получить их. Хранится электронная закладная в депозитарии, что полностью исключает риск утраты ценной бумаги и мошеннических действий с ней.
Кроме того, при наличии электронной закладной ускоряется и упрощается процесс погашения в Росреестре регистрационной записи об ипотеке. Для погашения в ЕГРН регистрационной записи об ипотеке, при условии выдачи электронной закладной, запрашивать бумажную закладную в банке и ожидать ее получения теперь не нужно. Поскольку электронная закладная хранится в электронном депозитарии, банк самостоятельно обращается в Росреестр с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, а государственный регистратор самостоятельно направляет в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной, уведомление о погашении регистрационной записи об ипотеке.
Помимо этого, очевидным преимуществом электронной закладной является тот факт, что, в отличие от документарной, электронную закладную невозможно потерять, поскольку она хранится в электронной форме в депозитарии. Вероятность ошибки при заполнении электронной закладной также сведена к минимуму, поскольку при заполнении ее стандартной формы система никогда не пропустит неверные данные.
Другие новости
В Омской области за 4 месяца 2024 года завершено строительство 1751 жилого дома общей площадью 213 904 кв. метров.
Управление Росреестра по Омской области продолжает работы по инвентаризации геодезических пунктов, расположенных на территории Омской области.
Виды разрешенного использования земельного участка делятся на основные, условно разрешенные, вспомогательные.
На протяжении четырех лет (с мая 2020 года), по поручению Президента и Правительства Российской Федерации, в каждом регионе ведется активная работа по поиску земельных участков, пригодных для жилищного строительства.
Накануне великого праздника всех поколений россиян – 9 Мая – сотрудники и члены Молодежного совета Управления Росреестра по Омской области приняли участие во Всероссийской патриотической акции «Окна Победы», и это не с
Сокращение сроков государственной регистрации прав – очередной этап комплекса мероприятий, проводимых Росреестром в целях повышения эффективности и доступности оказания государственных услуг.
В Управлении Росреестра по Омской области состоялось заседание Консультационного совета Нотариальной палаты Омской области при участии представителя департамента образования Администрации города Омска.
Гаражей-невидимок в Едином государственном реестре недвижимости становится все меньше – во многом благодаря законодателю, который упростил процедуры оформления в собственность не только имеющихся капитальных гаражных б
В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных», за I квартал 2024 года филиалом ППК «Роскадастр» по Омской области в Единый государственный реестр недвижимости внесены свед
Так, в I квартале 2024 года Управлением Росреестра по Омской области поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрированы права на 212 новых зданий нежилого назначения, строительство которых завершено в 20