Как будет работать закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
С 28 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 518-ФЗ), которым в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» будут внесены изменения в части установления процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
«Применение норм закона, вступающего в силу в июне текущего года, позволит муниципальным органам власти выявлять и уточнять сведения о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости и вносить их в Единый государственный реестр недвижимости для дальнейшего налогообложения», - прокомментировала руководитель Управления Росреестра по Ульяновской области Ольга Петухова.
В чем же суть данного закона?
Так, Законом № 518-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на территориях субъектов РФ и муниципальных образований будут осуществлять мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 31 января 1998 г.) и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
Мероприятия по выявлению ранее учтенных объектов и их правообладателей будут включать в себя:
-проведение анализа сведений, содержащихся в документах, имеющихся в архивах;
-направление в целях получения сведений запросов в различные организации;
-опубликование сообщений (на официальном сайте, на информационных щитах) о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов (как самими правообладателями, так и иными заинтересованными лицами);
-после получения ответов на запросы и проведения анализа сведений – подготовку проекта решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости включаются сведения об объекте (кадастровый номер, адрес, площадь и другие характеристики), сведения о правообладателе (как в отношении юридического, так и в отношении физического лица), документы, подтверждающие, что выявленное лицо является правообладателем ранее учтенного объекта недвижимости, результаты осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
При этом, в случае, если в результате осмотра будет установлено, что объект недвижимости прекратил свое существование, проект решения не готовится. Орган местного самоуправления обязан обратиться в Управление с заявлением о снятии такого объекта с государственного кадастрового учета. Подготовка и представление акта обследования не потребуется.
Далее орган местного самоуправления на официальном сайте, на информационных щитах размещает сведения о данном объекте, о сроке, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о выявленном правообладателе объекта, и направляет проект решения заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, выявленному в качестве правообладателя, с указанием срока, в течение которого могут быть представлены возражения относительно сведений о правообладателе.
Если по истечении 45 дней после получения проекта решения не поступили возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, орган местного самоуправления принимает решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направляет в орган регистрации:
1) заявление о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости – в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением сведений о правообладателе, содержатся в ЕГРН;
2) заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости в случае, если сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, а также о его правообладателе в ЕГРН отсутствуют.
К заявлению прилагается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документы, содержащие полученные по запросам сведения.
В последующем орган регистрации, то есть Управление, на основании вышеуказанных документов вносит сведения в ЕГРН, в качестве дополнительных сведений об объекте.
«В случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости, как о ранее учтенном, обратился правообладатель объекта недвижимости, то заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, при этом в данном случае в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации государственная пошлина не взимается», - пояснила Ольга Петухова.
Таким образом, после вступления в силу Закона № 518-ФЗ ЕГРН пополнится сведениями о правообладателях, чьи права возникли до создания системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Другие новости
Что такое сервитут? Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком.
В Управление Росреестра по Ульяновской области с 8 по 14 декабря 2025 года доля поступивших обращений в электронном виде составила 71% от общего числа.
В Управление Росреестра по Ульяновской области с 1 по 7 декабря 2025 года доля поступивших обращений в электронном виде составила 70% от общего числа.
Пунктом 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42 - ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее
Полубесова Виталина Вячеславовна работает в системе органов Росреестра с мая 2010 года.
В Управление Росреестра по Ульяновской области с 24 по 30 ноября 2025 года доля поступивших обращений в электронном виде составила 71% от общего числа.
В целях снижения количества решений о приостановлении (отказе) осуществления государственного кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав Управлением Росреестра по Ульяновской области (далее – Управление
Управление Росреестра по Ульяновской области отвечает на вопросы в сфере государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения.
21 ноября в Центре развития предпринимательства состоялся Большой форум недвижимости (БФН-2025), организованный Ульяновской Гильдией риелторов.
Губернатор Ульяновской области в преддверии Дня юриста наградил представителей юридического сообщества за высочайший профессионализм, многогранную общественную деятельность и всестороннюю правовую поддержку ульяновцев,
