Управление Росреестра по Ленинградской области разъясняет как будет действовать Закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости
С 29 июня 2021 года Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
О том, для чего был принят данный закон, как ведется работа по установлению собственников ранее учтенной недвижимости и какой эффект ожидается, комментирует Руководитель Управления Росреестра по Ленинградской области Игорь Шеляков: «В Ленинградской области существует большое количество объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и у которых отсутствуют сведения о правообладателях. Объекты недвижимости могут годами стоять на кадастровом учете, но государству ничего не известно о его собственнике, поскольку правообладатель не заявил о себе как о законном владельце недвижимости. Правообладатели таких объектов недвижимого имущества, не могут им распорядиться — продать, подарить или сдать в аренду. Чтобы навести порядок в этом вопросе и был принят данный закон».
Последовательная совместная работа Росреестра с муниципалитетами, направленная на установление актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта, положительно отразится на исполнении государственных полномочий и защите имущественных интересов правообладателей недвижимости.
Помимо этого, открывается возможность получения согласования местоположения границ земельных участков и решения вопроса о лице, который несет бремя содержания объекта недвижимости.
Реализация закона позволит выявить самозахваты земли, а также объекты, которые явно находятся у кого-то в пользовании, но это не отражено ни в одном реестре, а также позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости в случае фактического прекращения существования таких объектов.
Практическая реализация данного Закона во многом повысит качество содержащихся в ЕГРН сведений с одной стороны, с другой – повысит степень защиты имущественных интересов правообладателей ранее учтенной недвижимости.
Полнота данных ЕГРН существенным образом окажет влияние на инвестиционную, экономическую и социальную привлекательность региона.
Впрочем, следует отметить, что данный закон не отменяет заявительный характер регистрации прав собственности на недвижимость. Закон не ограничивает граждан в возможности зарегистрировать права на имущество по своему желанию. Государственная регистрация права в ЕГРН носит заявительный характер и является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а также основой гарантии конституционных прав граждан на владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Правообладатель по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права, воспользовавшись преимуществом электронной подачи заявления через «личный кабинет» правообладателя сайта Росреестра, или обратиться в ближайший офис МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 на объект недвижимости, не взимается.
Гражданам необходимо понимать, что в случае принятия решения органом местного самоуправления о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и направления заявления в орган регистрации прав – Росреестр внесет сведения о правообладателе соответствующего объекта недвижимости, а не осуществит государственную регистрацию права собственности, которая имеет заявительный характер.
Реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в отношении граждан, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.
На острый вопрос о том, каким образом будут искать правообладателей ранее учтенной недвижимости и как это затронет самих граждан, руководитель Управления Росреестра по Ленинградской области Игорь Шеляков информирует: « Органы местного самоуправления наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Работа строится на межведомственном взаимодействии с налоговыми органами, органами технической инвентаризации, органами записи актов гражданского состояния, Пенсионным фондом, нотариусами – поднимаются сведения архивов и анализируются все имеющиеся документы. Важно отметить, что правообладателю не придется ходить по инстанциям и собирать документы – это работа госорганов и муниципалитета. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов недвижимости муниципалитеты проинформируют их об этом, и, в случае отсутствия возражений от этих граждан, самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений о правообладателе".
Важно отметить, что, если гражданин получит проект решения о выявлении его как правообладателя конкретного объекта недвижимости и не будет согласен с этим, то он вправе направить возражение в Росреестр в течение 45 дней. Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера, а соответственно, и финансовых затрат заявителя.
Приказ Росреестра от 28.04.2021 №П/0179, утверждающий Порядок проведения осмотра здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при проведении мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и форму акта осмотра, также вступил в силу 29.06.2021.
Другие новости
Каждый день граждане заключают множество сделок по покупке и продаже недвижимости.
В ходе проведения горячих линий специалисты областного Росреестра отвечают на разнообразные вопросы, касающиеся сферы регистрации, кадастрового учёта, землеустройства, земельного надзора и пр.
С начала текущего года в Ленинградской области продолжает активно развиваться индивидуальное жилищное строительство и возведение жилых домов на садовых участках.
Управление Росреестра по Ленинградской области продолжает рассказывать о самых распространенных зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ).
Если вы когда-либо искали земельный участок для себя или для других целей, вы, вероятно, сталкивались с понятием генеральный план и правила землепользования и застройки, или ПЗЗ.
В первом квартале 2023 года Управлением Росреестра по Ленинградской области на государственный кадастровый учет было поставлено 44 многоквартирных дома. Общее количество, поставленных на ГКУ квартир составило 8737.
Управление Росреестра по Ленинградской области и Управление по развитию садоводства и огородничества по Санкт-Петербургу провели рабочую встречу, главной темой обсуждения на которой стало постановка на кадастровый учёт
Сегодня услугами Росреестра можно воспользоваться на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), в том числе посмотреть в «Личном кабинете правообладателя» сведения о принадлежащих вам объектах недвижимости.
В связи с большим количеством обращений в адрес Управления Росреестра по Ленинградской области по вопросу регистрации договора уступки объектов незавершенного строительства, где застройщик признан арбитражным судом бан
В марте 2024 года Управление Росреестра по Ленинградской области поставило на кадастровый учет 2 148 домов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и жилых домов на садовых участках общей площадью 290 037 кв.м.