Савва Шипов: Вектор работы контролеров меняется с выявления нарушения на их профилактику
«Впервые будут урегулированы все форматы взаимодействия контрольных органов и предпринимателей, системно описаны такие инструменты умного контроля, как рискориентированный подход и оценка эффективности на основе опыта ОЭСР", - заявил заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, комментируя разработанный Минэкономразвития и внесенный в Правительство РФ проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».
Замминистра добавил, что законопроект меняет вектор работы контролеров с поиска нарушений на их профилактику.
«В приложении к законопроекту будет изложен исчерпывающий перечень видов контроля и надзора. Его принятие должно создать прозрачные условия работы системы», - отметил Савва Шипов.
Документ определяет правовые и организационные основы контроля (надзора), осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы, соответствующую защиту прав граждан и организаций. Это, в частности, основные понятия, результаты контроля, требования к процедуре появления его новых видов, разграничения полномочий органов государственной власти РФ, субъектов и местного самоуправления.
Кроме того, раскрываются принципы организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора). В их числе: принципы законности, результативности, стратегической направленности, эффективности, межведомственной ответственности, объективности, независимости, компетентности, пропорциональности, стимулирования добросовестности, разграничения полномочий, информационной открытости и ответственности.
В качестве гарантий прав бизнеса законопроектом закрепляется закрытый и исчерпывающий перечень всех видов государственного и муниципального контроля, проведена четкая правовая регламентация всех возможных форм контрольно-надзорной активности государства в отношении бизнеса.
Законопроектом также закладываются правовые основы для перехода к системе «умного регулирования», когда происходит отказ от тотального, всеобъемлющего контроля в пользу контроля в точках риска.
Главной новацией является введение системы управления рисками, которая предполагает создание ведомственных систем, внедрение их в деятельность соответствующих органов. Результатом оценки рисков станет разделение подконтрольных объектов на категории: чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск. Практическим результатом станет уход от предусмотренной Федеральным законом № 294-ФЗ «плоской», недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в 3 года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупное промышленное предприятие или объект нестационарной торговли) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов). Оценка риска позволит сосредоточить усилия и ресурсы на проведении плановых мероприятий контроля (надзора) на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом интересам.
Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес станет переориентация на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Особенностью нового регулирования станет освобождение от проведения плановых мероприятий тем, которым присвоена низкая категория риска.
Система управления рисками позволит увеличить сроки между проверками и создаст для бизнеса возможность перехода на более низкие категории риска в случае добросовестного поведения и хорошей истории проверок.
Наконец, законопроектом предусмотрено максимально широкое использование инструментов профилактики нарушений обязательных требований и институтов предостережения и предупреждения вместо штрафа, а также включены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц при проведении мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также их результатов.
Другие новости
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перейдет на домен «minstroyrf.gov.ru» вместо привычного «minstroyrf.ru».
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин принял участие в неформальной встрече министров торговли по вопросам электронной коммерции.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 3004-р Оксана Тарасенко назначена заместителем министра экономического развития Российской Федерации.
25 декабря 2018 г. решением Совета Фонда «Центр стратегических разработок» утвержден новый президент ЦСР - им стал Александр Синицын. В 2016-2018 гг. пост Президента ЦСР занимал Павел Кадочников.
Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин провел 7-е заседание Совместной комиссии по экономическому и техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и Португальской Республикой.
Распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева Министр экономического развития Максим Орешкин назначен сопредседателем межправительственной комиссии (МПК) между Россией и Узбекистаном.
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин и вице-председатель Национального института трансформации Индии Раджив Кумар примут участие в пленарном заседании.Ключевой темой диалога станет обсуждение макроэкономической политики России и Индии
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о назначении Сергея Галкина заместителем министра экономического развития Российской Федерации.
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин рассказал о реализации «майского» Указа Президента на форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России».
Соответствующий проект постановления внесен в Правительство РФ. Документ позволит использовать контрольную закупку в качестве альтернативы проверкам предпринимателей.