О порядке изменения разрешенного использования земельного участка
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.
«Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений», - отмечает генеральный директор «Центра технической инвентаризации» Владимирской области Илья Сурков.
В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
Перечни видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (статья 30 ГрК РФ), в связи с чем при выборе вида разрешенного использования объекта недвижимости правообладателем такого объекта недвижимости, а также при определении возможности установления иных видов разрешенного использования в отношении объекта капитального строительства необходимо руководствоваться градостроительным регламентом. Основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований. Для выбора основного вида разрешенного использования правообладателю земельного участка необходимо обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением. Основной вид разрешенного использования считается выбранным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательном виде разрешенного использования не требуется.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 ГрК РФ.
«Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования», - отмечает руководитель Управления Алексей Сарыгин.
Таким образом, ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Другие новости
В Управлении состоялось первое заседание Общественного совета нового созыва.
Проведение работы по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости организовано в Управлении в соответствии с утвержденным в субъектах Российской Федерации планом-графиком в рамках исполнения перечня
Работы по подготовке и внесению в ЕГРН охранных зон геодезических пунктов осуществляются Управлением на постоянной основе, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 №
Представители Управления провели обучающий семинар для сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Владимирской области (МФЦ).
Отдельным мероприятием, реализуемым в регионе в составе государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», является работа по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН.
28 января 2025 года руководитель Управления Алексей Сарыгин принял участие в заседании Совета по улучшению инвестиционного климата под председательством Губернатора Владимирской области А.А. Авдеева.
С 01.09.2023 вступило в силу (и действует до 01.09.2028) Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомога
21 января 2025 года в Управлении был организован и проведен обучающий семинар-совещание с органами местного самоуправления области.
Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ).
15 января 2025 года руководитель Управления Алексей Сарыгин и заместитель руководителя Управления Людмила Ларина приняли участие в рабочем совещании под председательством первого заместителя Губернатора области.