Процедура банкротства граждан. Последствия. Особенности

| чт | 25.12.2025 | 9:57

С 01.10.2015 г. у физических лиц появилась законодательно закрепленная возможность признать себя несостоятельным (банкротом). Соответствующие положения регулируются главой Х Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Законодательством о несостоятельности (банкротстве) установлен как судебный, так и внесудебный порядок признания гражданина банкротом - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Сахалинской области Оксана Минервина.

Необходимо иметь в виду, что заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им по месту жительства или месту пребывания в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Форма, порядок заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке утверждена Приказом Минэкономразвития России от 04.08.2020 г. № 497 «Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке».

Судебный порядок рассмотрения дел о банкротстве с участием граждан - должников отнесён к исключительной подведомственности арбитражных судов.

Дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, рассматривается арбитражным судом по месту его жительства.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве гражданина в судебном порядке, могут быть введены процедуры реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества гражданина, мировое соглашение. В случае обращения в суд самим должником с заявлением о признании его банкротом госпошлина не взимается (пп. 8 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

При подаче заявления гражданина о признании его банкротом в судебном порядке и введении одной из процедур утверждается финансовый управляющий, участие которого в деле о банкротстве гражданина является обязательным.

Механизм банкротства граждан является правовой основой для чрезвычайного (экстраординарного) способа освобождения должника от требований кредиторов, как заявленных в процедурах банкротства, так и не заявленных. Статус банкрота подразумевает весьма существенные ограничения гражданина в правах, как личных, так и имущественных.

К примеру, в процедуре реструктуризации долгов гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц, тогда как в процедуре реализации имущества все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Кроме того, гражданам, изъявившим желание пройти процедуру банкротства, следует иметь ввиду, что подлежат оспариванию сделки гражданина - должника. Оспариванию в рамках дела о банкротстве гражданина также подлежат сделки, совершенные супругом должника-гражданина в отношении имущества супругов, по основаниям, предусмотренным семейным законодательством.

Также гражданам, находящимся в процедурах банкротства, следует иметь ввиду, что имущество, обеспеченное залогом (как движимое, так и не движимое), подлежит обязательной реализации. Даже в том случае, если оно является единственным жильём.

При этом, Управление отмечает, что не всегда процедура банкротства завершается освобождением гражданина от долговых обязательств!

Освобождение гражданина от обязательств не допускается в следующих случаях:

  • вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
  • гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
  • доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

При наличии данных обстоятельств арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если они выявлены после завершения реализации имущества гражданина.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Сахалинской области обращает внимание, что признание арбитражным судом гражданина банкротом влечет следующие негативные последствия!

1. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

2. В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры дело о его банкротстве не может быть возбуждено по заявлению этого гражданина.

В случае повторного признания гражданина банкротом в течение указанного периода  правило об освобождении гражданина от обязательств, предусмотренное пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве, не применяется.

3. В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.


Другие новости

| чт | 25.12.2025 | 10:34

В рамках репортажа специалисты Управления Росреестра по Сахалинской области рассказали зрителям телеканала ОТВ «Сахалин» о новом законопроекте, разработанного для повышения эффективности государственного и муниципально

| вт | 23.12.2025 | 10:00

22 декабря 2025 года  руководитель Управления Росреестра по Сахалинской области  Блинкова Алла Валериевна  приняла участие в итоговом в 2025 году заседании совета по инвестиционной деятельности при Правительстве Сахали

| пт | 19.12.2025 | 13:46

15 декабря 2025 года в Управлении Росреестра по Сахалинской области состоялся брифинг по вопросам законодательных изменений, которые вступят в силу в 2026 году и анализу типичных вопросов, возникающих при подготовке ме

| чт | 18.12.2025 | 10:19

Новый законопроект предусматривает расширение возможностей для применения беспилотных и пилотируемых авиационных систем и космических аппаратов в рамках государственного и муниципального земельного контроля (надзора).

| чт | 18.12.2025 | 10:14

17 декабря 2025 года руководитель Управления Росреестра по Сахалинской области Блинкова Алла Валериевна приняла участие в заседании рабочей группы «Поддержка предпринимательства и промышленности».

| чт | 18.12.2025 | 10:00

Новым законопроектом по повышению эффективности государственного и муниципального земельного контроля (надзора) установлен порядок обжалования решений, принятых органами контроля (надзора).

| чт | 11.12.2025 | 20:24

В ноябре 2025 года жители Сахалинской области за ноябрь построили и зарегистрировали в ЕГРН 214 частных жилых дома.

| чт | 11.12.2025 | 20:08

Управление Росреестра по Сахалинской области напоминает жителям региона о праве в упрощенном порядке оформить гаражи и земельные участки под ними в соответствии с Федеральным законом    № 79-ФЗ «О внесении изменений в

| чт | 11.12.2025 | 17:03

Росреестр в рамках исполнения указания Президента РФ разработал два законопроекта, направленных на повышение эффективности муниципального земельного контроля и расширение применения современных технологий в ходе контро

| ср | 10.12.2025 | 11:08

В государственный каталог географических названий (ГКГН) внесено наименование горы Белокаменная, находящейся на территории Корсаковского района Сахалинской области.