Современные подходы к формированию экоповестки и управлению ледовой обстановкой будут представлены на форуме «Арктика: настоящее и будущее»
О новых подходах к формированию экологической политики России расскажет руководитель Института экологического проектирования и изысканий Владимир Слободян на XII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» (8-9 декабря, г. Санкт-Петербург).
Также участие в деловой программе форума примет финансовый директор ИЭПИ Иван Королёв. Он представит современные возможности адаптации нефтегазового сектора к экономическим изменениям и расскажет о способах управления ледовой обстановкой.
Идею зелёной политики и переход на возобновляемые источники энергии активно продвигают западные страны. То есть страны, где практически нет вредных производств, которые не ведут активную добычу и переработку таких природных ресурсов, как нефть, газ или уголь, решили обязать развивающиеся мировые экономики платить им за наносимый ущерб климату, покупая так называемые квоты на выброс CO2.
— Безусловно, экологическая безопасность и сохранение биоразнообразия являются ключевыми вопросами при изучении потенциальных районов промышленного освоения, при разработке месторождений. Однако, России и другим развивающимся экономикам не нужно слепо следовать навязываемым стереотипам. Важно рационально оценивать влияние различных факторов на климат и экологию, и в конечном итоге выработать собственную экологическую повестку, отвечающую национальным интересам. Более того, наша страна может воспользоваться рядом преимуществ, связанных с потеплением климата, — сказал генеральный директор ИЭПИ Владимир Слободян.
Современные климатические изменения оказывают как негативное, так и положительное влияние на природу и жизнь человека. Например, берега Северного Ледовитого океана, подверженные термоабразии, разрушаются в среднем со скоростью от 1 до 5 м/год. Деградация многолетней мерзлоты, развитие таликов одновременно усложняет и облегчает доступ к месторождениям и обеспечение жизни и деятельности в Арктике.
Из однозначно положительных факторов развития экономики стоит отметить, что в ближайшие десятилетия из-за сокращения протяженности морского льда и роста сроков навигации, увеличится и объем морских коммерческих операций в Арктике. Напомним, что по итогам 2021 года Госкорпорация «Росатом» зафиксировала рекорд – объем грузоперевозок по Северному морскому пути достиг 34,85 млн тонн. Это почти на 2 млн тонн больше, чем в 2020 году. Во времена СССР максимальный объем грузоперевозок по СМП был зафиксирован в 1987 г. и составил 6,5 млн тонн. Впервые превысить этот показатель удалось в 2016 году, причем сразу на 1 млн тонн. Согласно нынешней Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года трафик по СМП в 2030 году будет увеличен до 90 млн тонн, а в 2035 году — до 130 млн тонн. Ожидается, что с 2025 года СМП станет доступен круглогодично и в западном, и в восточном направлениях.
Итак, с учетом климатических изменений и нарастающих темпов освоения Арктической зоны, всё актуальнее становятся вопросы мониторинга, контроля и управления ледовой обстановкой. Для этих задач в Институте экологического проектирования и изысканий разработана информационная система Ice management system (IMS).
— Мы можем оценивать сроки начала устойчивого ледообразования, структуры ледяных полей и направления их вероятного дрейфа, определять зоны возможного образования айсбергов. Вся информация передается администрации Севморпути и Морской спасательной службе. При сохранении опасного направления дрейфа аварийно-спасательное судно проводит мероприятия по изменению направления объекта или его разрушению, — пояснил Иван Королёв.
На форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге также будет работать информационный стенд Института экологического проектирования и изысканий. Напомним, что главной темой всего форума станет объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего макрорегиона в период глобальных геополитических и экономических изменений. Всего в рамках форума пройдет 54 сессии по 11 тематическим направлениям. Программа мероприятия доступна на сайте: https://www.forumarctic.com/conf2022/