Журналистам разъяснили содержание упрощённого порядка регистрации недвижимости
В рамках мероприятий, посвященных 15-летию Росреестра и месяцу регистрации прав в тюменском управлении состоялась встреча с журналистами, в ходе которой рассмотрены 15 актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией недвижимости. В том числе, разъяснено, как и в каких случаях тюменцы могут воспользоваться упрощенным порядком регистрации.
Ответил на вопросы заместитель руководителя Управления Росреестра в Тюменской области Игорь Ткаченко.
Об упрощенном порядке регистрации
В чем заключается принципиальное содержание упрощенного порядка кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость – минимум документов, действий и затрат времени заявителей. Почему упрощённые процедуры стали возможны – потому что, если органы власти, местного самоуправления или определенные законом профессиональные участники сферы недвижимости, такие как кадастровые инженеры, уже приняли решения, составили документы – именно для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, его правообладателе - этого достаточно и нет необходимости проходить какие-либо дополнительные процедуры.
Кроме того, упрощаются и процедуры, например, в сфере строительства, в частности определен перечень объектов, которые не требуют получения разрешения на строительство и т.д.
Упрощенный порядок четко отделяет, распределяет границы, зоны компетенции. Например, согласно закону при государственной регистрации недвижимости работником Росреестра не осуществляется проверка законности выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, актов приемочной комиссии, законности направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в том числе проверка наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, введенные в эксплуатацию, а также соответствия таких введенных в эксплуатацию здания или сооружения виду разрешенного использования данного земельного участка и установленным применительно к данному земельному участку ограничениям прав на землю.
Таким образом, для регистрации прав и кадастрового учета не требуется вся та документация, которая анализируется при принятии органами и власти местного самоуправления решений по вопросам строительства. Теперь, в таких случаях, для регистрации нужны только сведения, которые есть у правообладателя, а также общие сведения что это за объект, каковы его основные характеристики, когда оно создано и пр.
Условно, предусмотренный законом упрощенный порядок можно разделить на два варианта: первый связан с созданием объектов, к нему относится в том числе «дачная» и «гаражная амнистии». Второй вариант связан с земельными участками и с объектами, имеющими специфику размещения. Вот кратко, что из себя представляет упрощенный порядок и его яркие примеры.
О «дачной амнистии» и «дачной амнистии 2.0»
«Дачная амнистия» реализуется с 2006 года. Не смотря на название, она распространяется не только и не столько на дачи или объекты, которые где-то за городом. «Дачная амнистия» распространяется на жилые дома, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ), а также на землях, предназначенных для садоводства и дачного хозяйства. Следующую группу составляют объекты, которые именуются как хозяйственные постройки (капитальные индивидуальные гаражи, бани, сараи и т.д.).
Для того, чтобы поставить на кадастровый учет и зарегистрировать права на такие объекты необходимо только заполнить декларацию об объекте и предоставить технический план, который подготавливается кадастровым инженером. То есть никакой дополнительной разрешительной и иной документации или дополнительных действий именно для обращения за регистрацией не требуется.
Со временем сформировалась определенная группа объектов, которая не попадает под условия «дачной амнистии» – это объекты, которые были построены до мая 1998 года, до принятия закона о государственной регистрации недвижимости и заявителем права на них оформлены. По действовавшему законодательству порядок для них существовал и можно было признать права в судебном порядке.
В результате были выработаны решения и принят закон о расширении действия «дачной амнистии» с включением тех ситуации, когда подтвердить какими-то документами права на дом или землю человек не может в силу разных обстоятельств.
Данный закон получил наименование «Дачная амнистия 2.0» и предусматривает следующий механизм. Человеку достаточно представить документы, которые подтверждают факт использования дома до 1998 года. Это могут быть различные договоры на поставку тепловой или электрической энергии и пр. Главное, чтобы из них было видно, что до 1998 года дом был и конкретное лицо было его обладателем. В последующем необходимо обратиться в органы местного самоуправления (ОМС) и дальнейшие действия осуществляют уже они.
Важно, что в «Дачной амнистии 2.0» в полном объеме реализован механизм исключения необходимости для заявителя самостоятельного обращения в орган регистрации. А именно, после обращения заявителя с заявлением о формировании, предоставлении земельного участка под домом, органы местного самоуправления выезжают на место, фиксируют, принимают решение о формировании земельного участка, и в последующем направляют документы в Росреестр, при этом госпошлина с заявителя не взимается. И, конечно, по такой группе объектов теперь нет необходимости обращаться в суд.
О «гаражной амнистии»
В свою очередь, закон о «гаражной амнистии» позволяет в упрощенном порядке оформить свои права на гаражи, которые были построены до 2004 года. В частности, для того, чтобы оформить гараж в собственность необходимо подтверждение факта пользования им любыми документами, которые так же как и в «дачной амнистии» даже косвенно подтверждают факт владения, использования гаражом – договоры на поставку тепловой, электрической энергии и т.д., уплата взносов именно этим лицом до указанной даты, акты предоставления земли какому-то предприятию и пр.
С данными документами гражданин обращается в орган местного самоуправления либо уполномоченный орган государственной власти по месту нахождения объекта и дальше уже, в зависимости от конкретной ситуации, ими будет проводится соответствующая работа – формироваться земельный участок, осуществляться кадастровый учет и (или) оформление прав на землю, затем оформляться право собственности лица на гараж.
Здесь также от гражданина не требуется самостоятельного обращения в органы регистрации прав, действия производятся на основании заявлений от уполномоченных органов и их решений. Напомним, при обращении органов власти, граждане освобождены от уплаты государственной пошлины.
Другие новости
Тюменский Росреестр в рамках рубрики «Просто о важном» разъясняет вопросы в сфере земли и недвижимости. В частности, куда и как подать заявление в случае самовольного занятия части земельного участка соседями?
Управление Росреестра по Тюменской области информирует о проведении телефонных консультаций в мае текущего года.
В Управление Росреестра по Тюменской области в 1 квартал 2024 в электронном виде поступило 36 471 заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении объектов бытовой недвижимости.
26 апреля 2024 года на территории МБУ ДО СШ № 7 (ул. Рахманинова, 7/3) состоялись соревнования по шахматам в рамках Спартакиады трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений города Пензы.
В Тюменском Роскадастре прошли Дни открытых дверей, где студентам третьего и четвертого курсов Государственного аграрного университета Северного Зауралья, обучающимся по программе бакалавриата «Землеустройство
Тюменский Росреестр продолжает разъяснять виды ответственности, которые несет кадастровый инженер при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Управление Росреестра по Тюменской области информирует о проведении телефонной консультации.